Что такое семейная медиация?

Хелен Хяэль, адвокат по семейному праву, семейный медиатор

Надеюсь, что данная статья поможет вам составить представление о сути семейной медиации и понять ее содержание, значимость и применение в Эстонии. Хочется верить, что в будущем жители Эстонии будут более активно обращаться к семейным медиаторам и решать проблемы, связанные с семейным правом, именно через эту процедуру, избегая обременительного судебного производства. Обременительными судебные тяжбы между родителями бывают, прежде всего, для детей, ведь они слабые и их легко ранить.

Так что же такое семейная медиация (эст. perelepitus, дословно – семейное примирение)?

Является ли семейная медиация примирением рассорившихся между собой супругов, гражданских партнеров, родителей и детей, других членов семьи, выстраиванием между ними отношений с чистого листа и восстановлением семейной жизни?

Действительно бытует представление о том, что семейная медиация – это некий «ремонт» отношений и сведение вместе отдалившихся друг от друга сторон. На самом деле, этот термин может вводить в заблуждение.

Первой реакцией многих направленных к семейному медиатору клиентов является удивление: «С этим человеком я мириться точно не хочу!». В действительности же содержание и цель семейной медиации заключаются несколько в ином.

Слово «медиация» пришло к нам из английского языка, где оно означает «посредничество» (соответственно: медиатор – посредник).

Семейный медиатор является посредником, который помогает спорящим сторонам вести диалог и обсуждать проблемы, чтобы достигать компромиссов и договариваться между собой. Семейный медиатор не принимает решений, не решает проблемы сторон, а всего лишь способствует поиску решения.

Таких специалистов не стоит путать с семейными терапевтами, ведь это тоже будет неверным толкованием сути деятельности медиаторов.

Семейная терапия – это вид терапии, в ходе которой терапевт занимается семьей и ее проблемами.

Системная семейная терапия говорит о том, что семья – это единое целое, которое состоит из подсистем: детей и родителей, и поэтому терапевт занимается семьей в ее нераздельной совокупности.

Еще одним отдельным понятием является семейное консультирование. Если семейную терапию и семейную медиацию нельзя проводить только с одним лицом, и предполагается взаимодействие трех сторон: медиатора и примиряемых, то семейное консультирование может получать как вся семья, так и при необходимости только один ее член. Тем не менее, консультации, предоставленные одному родственнику или близкому, могут помочь всей семье.

Семейная терапия и семейное консультирование, как правило, ориентированы на сохранение семьи. Семейная же медиация занимается парами с момента их разрыва и помогает решать спорные вопросы, которые чаще всего затрагивают жизненный уклад ребенка после расставания родителей.

Чаще всего решаемые в рамках семейной медиации споры касаются вопросов, связанных с попечением над детьми и их воспитанием, содержанием, местом жительства и жизненным укладом после разъезда родителей (например, выбор детского сада, школы, кружков по интересам), разделом имущества после развода, дальнейшим общением детей с родителями, а также всевозможных иных вопросов, связанных с разводом и жизнью порознь.

К семейному медиатору можно обратиться самостоятельно или же получить соответствующее направление, к примеру, по постановлению суда.

Итак, семейная медиация – это посредничество, которое помогает достичь консенсуса и ставит во главу угла интересы и потребности детей.

В ходе семейной медиации медиатор выступает в качестве независимой третьей стороны и оказывает поддержку сторонам, которым трудно найти общий язык. Акцент делается на решении проблем и в будущем, а не на определении правых и виноватых и копании в прошлом.

Цель такой процедуры заключается не столько в примирении, сколько в достижении действительно эффективных договоренностей.

Семейная медиация широко применяется в других странах Европы как способ разрешения семейных разногласий во внесудебном порядке. К такой процедуре прибегают до суда добровольно или по судебному постановлению в рамках судебного процесса. Семейная медиация помогает улучшить отношения между сторонами (разводящимися супругами, родителями, бывшими гражданскими партнерами) и обеспечивает достижение более приемлемых для сторон договоренностей. Соглашения, заключенные между сторонами в рамках процедуры семейной медиации, соблюдаются более эффективно, чем какой бы то ни было порядок, предписанный судебным решением или постановлением. В отличие от судебного разбирательства, семейная медиация позволяет быстрее найти решение и сэкономить не только время, но и деньги.

При принятии решения о целесообразности семенной медиации очень важную роль играют психологические факторы (например, душевное состояние сторон, возможное насилие, в т.ч. психологическое, и пр.). Семейная медиация не подходит в случае домашнего насилия, где одна из сторон была жертвой психологического или физического насилия в близких отношениях, а другая сторона находилась в доминирующем положении. Семейная медиация предполагает равенство участников, которые с помощью медиатора ищут ответы на свои вопросы. Она должна всегда проходить на добровольных началах и равным образом обеспечивать права обеих сторон.

Попытки восстановить отношения не предпринимаются, если пара этого не желает. Семейная медиация не является терапией или юридическим консультированием. Если медиатор видит, что отношения еще не закончились и их можно восстановить, он должен направить стороны к специалисту по семейной терапии или же при наличии соответствующей квалификации сам оказать терапевтические услуги.

Сайт ассоциации медиаторов призывает пройти процедуру семейной медиации при зашедших в тупик попытках решить вопросы, касающиеся жизненного уклада детей, если родители хотят договориться исходя из интересов и потребностей своих детей и при этом сохранить как можно более хорошие отношения друг с другом, живя каждый своей жизнью, и избежать судебных споров и связанных с этим расходов.

 

Цель семейной медиации заключается в выстраивании таких отношений между родителями, которые базируются на уважении интересов ребенка и сотрудничестве.

 

Подытоживая, можно сказать, что семейный медиатор является неангажированным специалистом, который в качестве посредника регулирует общение между несогласными друг с другом родителями, настроенными на достижение договоренности и желающими ради своих общих детей решить, как будет устроена их жизнь в дальнейшем, т.е. после расставания.

 

Семейную медиацию можно считать успешной, если она завершается достигнутым между сторонами соглашением.

 

Семейная медиация в судопроизводстве

 

В семейных делах применение медиативного (т.е. примирительного) производства, прежде всего, поощряется Гражданским процессуальным кодексом. В кодексе есть общее положение, которое отдает предпочтение решению споров по соглашению сторон, направляя и даже обязывая стороны примиряться и искать компромисс по собственной инициативе. В производстве, касающемся конкретно детей, суд должен как можно скорее и на каждой стадии производства стараться побудить причастных к делу лиц разрешить дело путем достижения договоренности. Суд должен как можно раньше выслушать стороны и обратить их внимание на возможность воспользоваться помощью семейного консультанта, прежде всего, для формирования единой позиции в вопросах попечения над ребенком и несения ответственности за него.

Процессуальным кодексом также устанавливаются более конкретные правила, касающиеся семейной медиации, и их главная цель заключается в том, чтобы достичь надлежащего исполнения регулирующего общение с ребенком судебного постановления или соглашения, заключенного в нотариально удостоверенной форме. Медиативное производство начинается в том случае, если родитель сообщает суду о том, что другой родитель нарушает регулирующее общение с ребенком судебное постановление или затрудняет его исполнение. Суд как примирительный орган может вызвать родителей для разрешения касающегося ребенка разногласия путем достижения договоренности. Суд обсуждает с родителями последствия невозможности общения с ребенком для благополучия ребенка и обращает внимание на возможные меры принуждения к исполнению постановления, а также на возможность ограничения права на общение или его лишения, а также на возможность получить консультации у семейного консультанта. Суд должен стараться достичь согласия между родителями в вопросе общения с ребенком и без организации медиативного (примирительного) производства и судебного постановления, признающего, что медиативное производство не удалось, невозможно применить принудительные меры, а также изменить или ограничить содержание прав участников процесса.

Государственный суд решил, что при возникновении проблем с исполнением судебного постановления, регулирующего общение с ребенком, суд является примирительным органом, который должен примирять родителей при решении проблем, возникших при общении с ребенком, и помогать им в поиске решений для добровольного исполнения судебного постановления и организации дальнейшего общения с ребенком.

Суд может обязать родителей участвовать во внесудебном медиативном производстве, если родители спорят в суде об определении прав родителей или организации общения с ребенком.

Суд может сам провести медиативное производство и обсудить с родителями в целях их примирения последствия невозможности общения с ребенком для благополучия ребенка и обратить внимание на возможные меры принуждения к исполнению постановления, а также на возможность ограничения права на общение или его лишения, а также на возможность получить консультации у семейного консультанта. Примиряя родителей, суд, прежде всего, должен постараться достичь соглашения родителей в вопросах общения с ребенком.

Большое значение имеет добровольность процесса медиации для всех участников, независимость сторон, нейтральность и конфиденциальность.

Здесь очень важно подчеркнуть значимость процесса медиации для обеспечения благополучия ребенка. Для последнего важно, чтобы родители общались между собой взвешенно и конструктивно и находили общие оптимальные решения в части жизненного уклада ребенка.

Я искренне надеюсь, что семейная медиация будет применяться все шире и шире. Я верю в ее успех и действенность и призываю родителей по возможности отказаться от обременительного судебного производства и сначала обратиться к семейному медиатору. Пусть судебное разбирательство станет самой крайней мерой, когда все предыдущие попытки найти решение провалились. Дети очень тяжело переносят судебные разбирательства. Оно не может обойти их стороной (споры о праве попечения, праве на общение), так как привлекаемые к процессу учреждения опеки (специалисты по защите детей, социальные работники) и назначенный ребенку в порядке государственной правовой помощи адвокат обязаны заслушать ребенка. В интересах ребенка лучше будет его от этого уберечь. Защитой детей обязаны, прежде всего, заниматься их собственные родители.

Удачного опыта работы с медиатором!

 

Статья появилась в веб-журнале «Märka last» (11/2015), издаваемом организацией MTÜ Lastekaitse Liit (НКО Союз по защите детей) при поддержке Министерства юстиции в рамках проекта «Хорошие советы семьям с детьми».