История о том, как мы проводили обучение по трактовке благополучия ребенка

Кати Валма, специалист по защите детства Таллиннской городской управы
Кристьян Каськ, доцент общей психологии Таллиннского университета

НКО Союза защиты детей начал в 2016 году сотрудничество с восемью разными государствами в рамках международного проекта MAPChiPP. MAPChiPP (Multi-diciplinary Assessment and Participation of Children in Child Protection Proceedings: training program with modules and tool box, international network) который направлен на развитие работы по защите детей в разных областях. Целью проекта является увеличение умений специалистов-практиков из различных областей, например, социальных работников и работников здравоохранения, полиции и правовой системы, а также развитие мультидисциплинарного сотрудничества в связанных с детьми производствами. В 2017 году были подготовлены 12 мультидисциплинарных учебных модулей, проведение обучения по которым начали специалист по охране детства Кати Валма и доцент и преподаватель ТЛУ Кристьян Каськ, которые поделятся своим опытом в следующей статье.

Союз защиты детей сделал нам интересное предложение провести обучение специалистов с целью развития сотрудничества между работающих с детьми специалистами и подвигнуть их привлекать больше как детей, так и родителей к затрагивающих их действиям. Поддерживаемый Европейским союзом проект MAPChiPP объединяет восемь организации разных государств-членов Европейского союза, которые разработали средства для обучения мультидисциплинарному рассмотрению благополучия ребенка. Обучение состоит из 12 модулей, в которых рассматриваются разные темы, как например наилучший интерес ребенка, плохое обращение с ребенком и оставление его без ухода, сбор и анализ информации при оценке и обеспечении благополучия ребенка, общение с детьми с разным культурным происхождением и разными языками, привлечение детей в процесс принятия решения и доброжелательное к детям правосудие.

В феврале этого года мы ездили в Будапешт знакомиться со всеми участниками проекта, чтобы лучше понять модули проекта. Это своеобразный вызов – обучать кого-то на материалах, которые ты как преподаватель сам не разрабатывал. Союз защиты детей перевел материалы обучения на эстонский язык, и мы помогли приспособить материалы к эстонским условиям.

Нашей задачей было провести в Эстонии два курса обучения. Целью одного курса обучения было протестировать в сотрудничестве со специалистками-профессионалами пригодность материалов обучения к здешнему культурному пространству и законодательству и предоставить обратную связь относительно содержания и пригодности модулей обучения их разработчикам. В середине марта мы провели такое двухдневное обучение. Участники были из различных областей, например, школьный социальный педагог, медсестра, сотрудник центра Rajaleidja, специалисты по охране детства, судья, юристы, работники полиции, директор детского сада, социальные работники в больнице, работники детского приюта. До 9-10 мая проходило обучение преподавателей, целью которого было обучить 16 преподавателей в разных областях, как, например право, здравоохранение, образование, защита детей и др. Обучение преподавателей было бесплатным, но критерием участия было условие, что прошедшие обучение преподаватели начали бы проводить обучение по модулям MAPChiPP в своих областях.

Почему мультидисциплинарный подход является важным? При оценке потребности ребенка в помощи и его благополучии часто необходимо собирать информацию у разных учреждений и специалистов, которые соприкасались с ребенком и семьей. Немедленного реагирования могут потребовать несколько обстоятельств. Например, если в школу приходит специалист по охране детства или следователь из полиции, который хочет поговорить с ребенком, то как предоставить такую возможность? Также важен взаимный обмен информацией и сотрудничество. Например, если ребенку требуется помощь разных специалистов, то как предложить помощь в достаточной степени, но не дублировано?

Возникшие в обеих группах дискуссии были поучительными, а временами и горячими. Разные специалисты могут видеть одно и то же обстоятельство под очень разными углами и обладать очень разной информацией о ребенке. Каждый специалист соприкасается на работе с представителями других специальностей, но для него может все же остаться неизвестным то, что в своей работе делают другие специалисты или хотя бы то, какое законодательство регулирует их деятельность. Например, если ребенок попадет в поле зрения специалиста по охране детства, то с ним могут встречаться работники детского учреждения, начиная с учителя до специального педагога, социального работника, психолога и социального педагога, работники различных ведущих производство учреждений, как, например, работники молодежной полиции, следователи и прокуроры или работники судебной системы, такие как судьи в рамках как уголовного, так и гражданского производства, работники здравоохранения, например, семейные врачи и врачи-специалисты, медсестры, работники реабилитационных учреждений. Этот перечень далеко не исчерпывающий и может быть еще продолжен.

Также может возникнуть вопрос о том, какова цель разных специалистов в связи с ребенком исходя из их рабочих заданий. Например, какова роль специалиста по охране детства и какую помощь он может предложить ребенку? Если персонал школы увидит на руке у ребенка синяк или ссадину, в чью задачу входит сообщить об этом и кому, и сообщать ли вообще? С какого времени ребенку назначается свой представитель – адвокат? Как заслушивать ребенка и делать ли это вообще, и в каком порядке, если с ребенком хотят поговорить как специалисты по охране детства из двух разных самоуправлений, назначенный ребенку судом представитель и судья?

Кати: «Большинство специалистов знают о том, что необходимо сотрудничать, но с кем, когда, как, какая информация важна и какими являются обязанности и ограничения других специальностей – чем больше около одного ребенка и семьи специалистов, тем больше таких вопросов возникает. Если помощников разных специальностей много и/или они не сотрудничают друг с другом, то нуждающийся в помощи может остаться без своевременной, надлежащей и эффективной помощи. Хотя все вроде бы действуют и помогают… и у каждого своя цель»,

Кристьян: «Во время проведения обучения я заметил, что предположение и предугадывание могут иногда причинить много неприятностей. Мы можем быть осведомлены по некоторым темам, но мы можем быть не совсем уверены в том, как представители других специальностей могут видеть то же самое обстоятельство. Для того чтобы избежать недопонимания и расхождений, следует найти свободное время и обсудить положение».

Подводя итог можно сказать, что в качестве основной цели обучения мы видим лучший, по сравнению с существовавшим обмен информацией и увеличение понимания между специалистами разных областей. Если будет понятнее что и зачем делают разные специалисты, то возрастет взаимное доверие, в результате этого в будущем они будут смелее контактировать друг с другом, для того, чтобы поделиться информацией или спросить совета. С материалами обучения можно ознакомиться, зарегистрировавшись в качестве пользователя на веб-странице проекта (www.mapchipp.com). Подробную информацию об обучении мультидисциплинарной трактовке благополучия ребенка можно получить, обратившись к команде проекта MAPChiPP в Союз защиты детей (Хелика Саар, Хелен Саарник).

 

LAPSE VAJADUSED= ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

LAPSE HEAOLU = БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

VANEMATE SUUTLIKKUS = СПОСОБНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

PERE JA KESKKOND = СЕМЬЯ И СРЕДА

  1. Свод документов по мультидисциплинарному обучению
  2. Права и интересы ребенка
  3. Заброшенность ребенка, психическое насилие
  4. Информация и документация
  5. Анализ информации
  6. Планирование вмешательства
  7. Принципы общения с ребенком
  8. Участие ребенка и родителя в принятии решений
  9. Доброжелательное к ребенку производство
  10. Основные истины мультидисциплинарного сотрудничества
  11. Уязвимость
  12. Этические аспекты

Проект MAPChiPP финансирует Европейская Комиссия, софинансирование: Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Министерство социальных дел через Совет налога на азартные игры.