Как рассматривается травля в литературе для детей

Яаника Пальм
Эстонский центр детской литературы

Искусство рождается в конкретный момент в определенном общественном пространстве. Именно потому литература, в том числе и детская, отображает многие из проблем современности. То, как литература для детей рассматривает ту или иную тему, в значительной степени зависит от того, каково отношение в обществе к ней в целом и какие стратегии применяются для решения проблемы. Литература подобна песочнице, безопасной среде, где можно проиграть возможные ситуации и пути их решения.

В книгах для малышей и младшеклассников тема травли часто рассматривается через приму фантазии – стоит вспомнить хотя бы истории о Золушке или гадком утенке. В современных авторских произведениях в роли героев часто выступают животные или вымышленные существа. Это позволяет не наделять их половой принадлежностью или конкретным возрастом, а также смягчить жестокость ситуации, в то же время способствуя развитию эмпатии. Так, например, в иллюстрированной детской книге финского писателя Вилле Хютёнена «Hipinäaasi apinahiisi» (на эстонском языке она вышла под названием «Eesliköhv köösliahv») мы встречаем всевозможных животных – начиная с осла и обезьяны и заканчивая жирафом и рыбой губаном. Каждое животное по-своему уникально и именно потому все они похожи, приходят в конце концов к выводу герои. В историях про Молли и Попи, придуманных Катри Кирккопелто, герои хоть и вымышленные существа, но ситуации неизбежно навевают ассоциации с атмосферой в современных детских садах.

Нередко травля в литературе также рассматривается в ключе магического реализма. Это выражается в обилии фантастических элементов в реалистичном в целом произведении или в доведенных до крайности тех или иных личностных качеств героев. Например, в «Матильде» Роальда Даля мы встречаем исключительной жестокости и бесчеловечности директора, который наводит страх на всех школьников.

В противовес сказочным героям в книгах для детей начальных классов нередко можно увидеть уже и самих детей. В книге Яна Бирка «Saara ja Sasi: nelja käpaga poni» (оригинальное название «Zarah und Zottel – Ein Pony auf vier Pfoten») сюжет строится на том, что бойкая маленькая героиня переезжает с родителями в новое место и испытывает сложности с тем, чтобы встроиться в устоявшуюся иерархию во дворе. Смена места жительства или школы, к сожалению, отнюдь не единственные возможные причины травли. В книге Йенни Йегерфельд «Моя ослепительная жизнь» причиной травли 12-летнего главного героя становится его не самое обычное хобби – мальчик занимается фигурным катанием. Поводом к травле может стать и необычная внешность (очень часто причиной становятся очки – например, в книге Кадри Хиндрикус «Слон»), другой цвет кожи («Армандо» Мики Керянен, «Я, Мэг и наш класс» Тийны Лаанем), не лучшее финансовое положение семьи («Кадри» Сильвии Раннамаа), худоба и слабость («Резиновый Тарзан» Оле Лунна Киркегора) и пр.

Очень много книг, в которых кто-то становится жертвой буллинга из-за своего здоровья. Будь то психические проблемы, как в написанной Ибен Акерлие истории «Ларс ЛОЛ», где дети унижают одноклассника с синдромом Дауна, или болезни физического характера, с чем сталкивается главный герой книги Роба Харрелла «Wink» (в Эстонии она вышла под названием «Vidusilm»).

В книгах для детей можно распознать все из существующих подвидов травли. Если в произведениях для детей помладше травля скорее имеет физические (толчки, щипки и т. п.) или вербальные проявления (клички, дразнилки, а также угрозы и запугивание), то в книгах, целевой аудиторией которых являются учащиеся основных школ и подростки, мы чаще встречаем также завуалированную травлю (вытеснение из группы, нежелание пускать жертву за стол в школьной столовой, отказ вместе работать над проектом, распространение слухов и манипуляции). В новейшей детской литературе также описывается кибербуллинг, который может выражаться в отправке сообщений неприятного характера, публикации в социальных сетях фотографий или мемов, призванных высмеять жертву.

Как правило, травля в произведениях для детей освещается только с точки зрения жертвы – так автор предлагает читателю возможность увидеть мир и ситуацию ее глазами. Повествование часто ведется от первого лица или в формате личного дневника. Однако бывают и книги, предлагающие более широкую картину и рассматривающие травлю как феномен группы. Встать на место свидетеля травли предлагает, например, произведение «Паула спасает Кассиопею» Айно Первик, показывающее, как важно замечать буллинг и привлекать к нему внимание окружающих. В то же время Ар Джей Паласио в книге «Чудо» и ее продолжении «Огги и я» дает слово разным участникам буллинга: жертве, обидчику, семье, одноклассникам и не только.

Если в более старых произведениях герои воспринимали травлю как неприятный, но естественный элемент жизни, то родители в современных детских книгах уже не реагируют на ситуацию так спокойно. Разителен, например, контраст между реакциями отца из «Резинового Тарзана» Оле Лунна Киркегора и отца главной героини произведения Русе Лагеркранц «Мое сердце прыгает и смеется» Доры. Если в «Резиновом Тарзане» отец советует сыну стать сильным и научиться давать отпор, то родитель Доры сообщает о проблеме школе, и проблему уже решает учитель – в классе воцаряется приятная атмосфера, а Дору никто не принуждает к насилию.

В основном на помощь детям в разрешении ситуации приходят именно взрослые (родители, учителя, тренеры и пр.). Сама жертва, как правило, не рассказывает взрослому о проблеме откровенно – ситуация скорее движется к решению благодаря друзьям героя или ее свидетелям. В книгах жертвы буллинга находят поддержку у друга или знакомых по кружку, помогают им и хобби (чтение, письменное творчество, музыка, спорт и т. п.).

Опираясь на детскую литературу, можно рассуждать на сложные темы – не является исключением и феномен травли. Это позволяет читателю поставить себя на место других людей, соприкоснуться с не свойственными ему самому мировоззрением или ходом мысли. Книга также может подарить поддержку ребенку, который уже находится внутри ситуации травли, научить его эффективным способам ее преодоления и поиску помощи. И все же стоит помнить, что эмоциональный интеллект и толерантность в отношении различий развивают любые книги, а не только те, где в центре сюжета лежит травля.