ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕ-ГО

Хелен Томберг,

адвокат

Адвокатское бюро Tibar & Partnerid

Правоспособность каждого человека возникает в момент рождения человека живым и прекращается с его смертью – это способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Любое физическое лицо вне зависимости от своего возраста имеет одинаковую и неограниченную правоспособность. Это значит, что каждый человек, в том числе ребенок, может быть наследником, иметь имущество, являться стороной в договоре, нести вытекающие из договора обязанности.

Напротив, дееспособность лица возникает не с рождения. Дееспособность лица – это способность самостоятельно совершать действительные сделки. Это значит, что, хотя ребенок и может иметь имущество и являться, к примеру, наймодателем этого имущества по договору найма, это не значит, что он может самостоятельно заключить договор для приобретения имущества или сдачи его в наем. Согласно действующему в Эстонии праву, ребенок получает полную дееспособность по достижении 18 лет (т. е. совершеннолетия). Таким образом, достигнув 18-летнего возраста, лицо может самостоятельно распоряжаться своим имуществом и заключать договоры и не обязано получать на это согласие родителей. Это, конечно, не означает, что 18-летнему юноше или девушке не нужен хороший совет опытного человека старшего возраста, ведь ориентироваться в правоотношениях весьма сложно.

Далеко не все сделки лица младше 18 лет, т. е. несовершеннолетние, могут заключать в одиночку и самостоятельно так, чтобы эти сделки были действительными, потому что несовершеннолетний имеет ограниченную дееспособность.

Сделки могут быть односторонними или многосторонними. Односторонняя сделка – это сделка, для совершения которой необходимо волеизъявление одного лица, договоры же – это всегда многосторонние сделки, так как для них требуется волеизъявление двух или более лиц. Хотя в случае несовершеннолетних закон говорит также об односторонних сделках и их ничтожности, это не имеет большого практического значения, так как односторонние сделки (завещание, отступление от договора) несовершеннолетние не совершают. Практическое же значение имеют те положения закона, которые касаются двусторонних сделок. В своей повседневной жизни мы об этом не задумываемся, но большая часть наших обычных действий имеет договорно-правовое содержание. Таким образом, несовершеннолетние ежедневно участвую в двусторонних сделках, сами того не замечая, поэтому важно знать, какие из них несовершеннолетние вправе заключать, т. е. при каких условиях их сделки являются действительными, а при каких – нет.

Согласно эстонскому праву, многосторонняя сделка, заключенная несовершеннолетним младше 7 лет, является ничтожной, за исключением случаев, когда несовершеннолетний выполнил сделку средствами, которые для этой цели или в его свободное пользование предоставили ему его родители (при отсутствии родителей – назначенный судом опекун) или же с их согласия третье лицо. Так, например, если 6-летний Яан «подарил» взятую с собой утром в детский сад игрушечную машинку Юхану, Юхан не может оставить эту машинку себе, так как сделка является ничтожной и машинку нужно будет вернуть. Но если родители дали утром игрушечную машинку Яану с собой, чтобы он подарил ее Юхану, потому что у Юхана день рождения, дарение является действительным. Дарение также действительно, если Яану игрушечную машинку дали с собой в качестве подарка с согласия родителей Яана, к примеру его бабушка и дедушка. Если родители или бабушка с дедушкой Яана дали 6-летнему Яану деньги и разрешили ему самому потратить их в магазине, то и заключенный Яаном в продуктовом магазине договор продажи является действительным. Однако если 6-летний Яан найдет дома в шкафу 50 евро и потратит их в магазине, то совершенные там покупки – заключенный договор продажи – будет ничтожным, так как эти деньги не были даны родителями или третьим лицом для использования в магазине, и у родителей есть право потребовать оставленные в магазине деньги от имени ребенка. Если купленная вещь цела, ее следует вернуть в магазин. Если купленная вещь не цела по причине ее гибели, употребления, повреждения и т. д., несовершеннолетний не должен возвращать, а родитель возмещать полученное, так как сделка являлась недействительной из-за ограниченной дееспособности одной стороны. На практике такие споры возникают нечасто, но полностью исключать их нельзя.

Многосторонняя сделка, совершенная лицом в возрасте от 7 до 18 лет, является действительной, если для несовершеннолетнего из сделки не вытекают прямые гражданские обязанности или несовершеннолетний исполнил сделку аналогично тому, как описано выше, средствами, которые были даны ему для этой цели или в свободное пользование его родителями или опекуном либо с их согласия третьим лицом. Таким образом, к примеру, если несовершеннолетний примет от совершеннолетнего предмет, в отношении которого не возникает обязанности позже заплатить деньги, сделка является действительной.

Ничтожной, однако, является многосторонняя сделка, заключенная лицом в возрасте от 7 до 18 лет без предварительного согласия родителей или опекуна. Как правило, ничтожными являются заключенные между школьниками договоры продажи, мены и дарения вещей, если на это не было получено предварительное согласие родителей или опекунов обоих несовершеннолетних. В то же время такая сделка может стать действительной, если родители или опекуны обоих несовершеннолетних одобрят сделку позже. Если после совершения сделки лицо стало дееспособным, оно также может само одобрить сделку. Одобрение другой стороны следует получить в течение 2 недель после соответствующего предложения, в противном случае считается, что вторая сторона сделку не одобрила, и сделка, таким образом, является ничтожной.

Жизнь многогранна, и бывают случаи (хоть и довольно редко), когда для организации жизни несовершеннолетнего по объективным причинам до достижения им совершеннолетия необходимо расширить его дееспособность. Это может сделать только суд. Закон дает суду возможность расширить ограниченную дееспособность несовершеннолетнего, достигшего 15 лет, если это в интересах несовершеннолетнего и его уровень развития это позволяет. Естественно, это может быть сделано только по инициативе самого несовершеннолетнего, но для этого необходимо также согласие его законного представителя (при отсутствии родителей или бабушки с дедушкой – назначенного судом опекуна). Если родители или опекун такое согласие не дают и видно, что отказ дать согласие явно противоречит интересам несовершеннолетнего, суд может расширить дееспособность несовершеннолетнего и без согласия законного представителя. При расширении дееспособности несовершеннолетнего суд решает, какие сделки несовершеннолетний может совершать самостоятельно.

На практике чаще всего расширенная дееспособность несовершеннолетнего встречается в связи с вступлением в брак. Согласно Закону о семье, в Эстонии вступать в брак могут совершеннолетние лица, но суд может расширить дееспособность лица, достигшего как минимум 15-летнего возраста, для совершения действий, необходимых для заключения брака, а также для осуществления прав и исполнения обязанностей, связанных с браком. Как показывает судебная практика, разрешение вступить в брак может быть в интересах несовершеннолетнего, если сожительствующая пара ожидает появления на свет ребенка.

Вопрос дееспособности применим и к признанию отцовства. Несовершеннолетнее лицо может признать отцовство только с согласия законного представителя, и, если несовершеннолетней является мать ребенка, она может дать согласие на признание отцовства только с согласия своего законного представителя. В случае необоснованного неполучения таких согласий уместно ходатайствовать о расширении дееспособности несовершеннолетнего.

Как правоспособное лицо ребенок может иметь имущество, гражданские права и обязанности, но в силу ограниченной дееспособности, как указано выше, он не может делать это самостоятельно. Для этого ему нужен дееспособный представитель. Законное право представлять несовершеннолетнего имеют его родители с правом попечения, а в случае их отсутствия – назначенный судом опекун. Это не значит, однако, что представитель вправе по своему желанию принимать решения, касающиеся имущества ребенка. Осуществляя право попечения над имуществом, родители должны проявлять такое же прилежание, какое они обычно проявляют в своих делах, причем если вред ребенку причинили оба родителя, они несут ответственность как солидарные должники и должны возместить ущерб. Большинство сделок с имуществом ребенка действительно только в том случае, если получено предварительное согласие суда на совершение сделки; без согласия сделка является ничтожной. Но даже у законного представителя не всегда есть право представлять несовершеннолетнего. К примеру, исключено право родителя представлять ребенка в сделке с этим самым родителем или его близким человеком. Для таких сделок суд назначает несовершеннолетнему специального опекуна. При выборе специального опекуна обязательно учитываются его отношения с несовершеннолетним.

Помимо гражданских прав у несовершеннолетних есть и гражданские обязанности. Здесь имеются в виду не только положения ст. 113 Закона о семье, согласно которым родитель и ребенок обязаны поддерживать и уважать друг друга и считаться с интересами и правами друг друга, или ст. 114 того же закона, согласно которой до тех пор, пока ребенок проживает вместе со своими родителями и они его воспитывают или содержат, он обязан оказывать помощь родителям в ведении домашнего хозяйства способом, который соответствует его способностям и возможностям. Также не идет речь о договорных обязательствах, вытекающих из договоров, в которых несовершеннолетний является стороной, так как содержание таких обязанностей зависит от конкретного договора. Реже упоминается гражданская ответственность несовершеннолетнего в случае противоправного причинения вреда, что в жизни тоже случается. Противоправное причинение вреда вовсе не означает отсутствие у несовершеннолетнего правопослушания, ведь несовершеннолетний, как и взрослый, может причинить ущерб по невнимательности. Причинение вреда является противоправным, к примеру, в том случае, если вред был причинен пострадавшему причинением смерти или вреда здоровью, нарушением прав личности пострадавшего, нарушением собственности или владения пострадавшего и т. д.

Как правило, лицо моложе 14 лет не несет ответственности за причиненный им вред. Однако это не означает, что причиненный таким лицом вред остается невозмещенным. За вред, противоправно причиненный лицом младше 14 лет другому лицу, независимо от своей вины отвечают родители или опекун такого лица, даже в том случае, если у ребенка у самого на самом деле есть имущество.

Как правило, лицо в возрасте 14 лет и старше само несет ответственность за причиненный им вред. Тем не менее даже несовершеннолетний в возрасте 14–18 лет не отвечает за причиненный им вред, если вред причинен в состоянии, в котором лицо не могло понимать значения своих действий или руководить ими. Такое состояние обычно устанавливает эксперт, имеющий особые знания в медицине, прежде всего в психиатрии. Кратковременные нарушения, обусловленные алкогольным опьянением или же действием наркотических или психотропных веществ, учитываются только в том случае, если причинившее вред лицо попало в такую ситуацию не по своей вине, а по иной причине, к примеру, если такие вещества попали в его организм в неожиданном месте и без его ведома. В то же время законом установлено, что вышеупомянутое лицо все же отвечает за причиненный им вред, если с учетом возраста, развития и психологического состояния причинившего вред лица, вида деяния, а также экономического положения причастных к делу лиц освобождение от ответственности было бы несправедливым по отношению к пострадавшему.

Однако если выяснится, что лицо в возрасте 14–18 лет само ответственности все же не несет или не имеет достаточно имущества для возмещения вреда, ответственность за причиненный другим лицам вред несут родители или опекун такого лица независимо от своей вины, если они не докажут, что они сделали все, что можно разумно ожидать, для предотвращения причинения вреда. В то же время закон устанавливает, что если ответственность за противоправное причинение вреда несет также сам ребенок, то во взаимоотношениях между ребенком и родителями (опекуном) ответственными являются только родители (опекун). Это значит, что даже если у несовершеннолетнего в возрасте 14–18 лет есть имущество, за счет которого можно возместить вред, возмещение вреда в конечном итоге ложится все же на плечи родителей. Поэтому в случае причинения вреда родителям целесообразно приложить максимальные усилия для того, чтобы уже причиненный вред не увеличивался, потому что, как показывает практика Государственного суда, присуждаемое возмещение вреда не всегда ограничивается вредом, возникшим на момент причинения вреда, а может, к примеру, увеличиваться при дальнейшем повреждении имущества.

Статья появилась в веб-журнале «Märka last» (август/2016 г.), издаваемом организацией MTÜ Lastekaitse Liit (НКО Союз по защите детей) при поддержке Министерства юстиции в рамках проекта «Хорошие советы семьям с детьми».