Многомерная семейная терапия – поддержка нуждающихся в помощи подростков и их родителей 

Пирет Варик
Терапевт MDFT (Многомерная семейная терапия) Департамента социального страхования

В Эстонии идет реформа системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями. В соответствии с новой системой основной упор будет сделан на индивидуальной работе с проблемными молодыми людьми и их семьями, будет увеличено более широкое применение мер восстановительного правосудия, а также оказано содействие в использовании более подходящих и эффективных для подростков мер воздействия с целью уменьшить повторные правонарушения.

Одной из эффективных мер, которую можно использовать для поддержки мультипроблемных и нуждающихся в помощи молодых людей и их родителей является многомерная терапия (MDFT), которую в Эстонии начали применять с начала 2015 года. Ранее она уже применялась в Америке, Канаде и некоторых государствах Европы. В составе отдела защиты детей в Департаменте социального страхования в настоящее время работает четыре региональные команды, с центрами в Таллинне, Тарту, Пярну и Йыхви, тюремная команда работает в молодежном отделении Вируской тюрьмы.

MDFT является основанной на семье программой вмешательства, направленной на мультипроблемных молодых людей (правонарушения, употребление алкоголя и наркотиков, невыполнение школьных обязанностей, проблемы с поведением и общением) и их семьи.

Терапевт MDFT работает для достижения и сохранения изменений как с молодым человеком, его родителями, семьей, так и с сетью, находящейся вне семьи, в том числе в сфере образования, социальной, (душевного) здоровья и права, с кругом знакомых. Терапия является интенсивной, продолжается от четырех до шести месяцев, и ее основой целью является улучшение семейных отношений и уменьшение повторных преступлений несовершеннолетних, а также предотвращение попадания в закрытое детское учреждение. Направлять для участия в программе MDFT в настоящее время могут суд, прокуратура, служба пробации, полиция и комиссия по делам несовершеннолетних. Хотя комиссии по делам несовершеннолетних со следующего года прекратят свою деятельность, но у местных самоуправлений имеется возможность при необходимости и уместности направить молодого человека участвовать в программе.

Я проработала терапевтом MDFT более двух лет. Конечно же мне во время обучения и практики помогло наличие психологического образования, а также предыдущий опыт работы в детском реабилитационном центре и уголовном надзоре. Сегодня, опираясь на свой опыт и опыт коллег, я могу утверждать, что MDFT как форма терапии действительно работает и дает положительные результаты и в Эстонии. Также я осмелюсь утверждать, что ключом успеха терапии является создание доверительных отношений между терапевтом и семьей, а также тесное сотрудничество и обмен информацией с находящейся вне семьи сетью. Для участвующих в терапии семей характерно то, что в начальной фазе у них отсутствует внутренняя мотивация участвовать в программе. Они находятся в оборонительной позиции и устали от общения с разными специалистами, чиновниками и учреждениями. Как создать доверительные отношения с людьми, у которых в жизни было много неудач, а также обвинений и критики? Как зародить в них веру в то, что изменения возможны и будущее не должно означать постоянные неудачи и падения. На базе своего опыта работы я могу сказать, что в основе всего лежит эмпатия и человечность.

Позитивное, теплое и уважительное отношение к людям помогает им преодолеть неприязнь, чувство униженности, безнадежности и стыда. Участник программы должен иметь возможность сохранить чувство собственного достоинства несмотря на то, в каком кризисе в настоящее время находится он и его семья. У молодого человека и родителя доверие к терапевту возникает только тогда, когда они почувствуют, что их ценят и относятся уважительно.

Во-вторых, в дебрях бед и негативных чувств необходимо отыскать сильные стороны членов семьи, важно обратить внимание на то, кто чем занимается, чем интересуется и каков мир его мыслей и чувств. Это может занять время, так как наши клиенты хотя и уверенно говорят о том, что плохо и чего не хватает, но у них часто возникают трудности с рассказом о сильных сторонах как своих, так и семьи. Мы готовы к кризисам и регрессу, что в нашей работе является настолько обычным, что кризисные ситуации являются для терапевтов отдельными рабочими инструментами для содержательного формирования процесса терапии. MDFT является семейной терапией, поэтому центральное место занимает работа с членами семьи с целью, чтобы после завершения терапии отношения между молодым человеком и родителем(ями) стали бы более качественными, было бы больше любви, близости, поддержки и взаимной ответственности.

В то же время специалисту очень важно обращать внимание на окружение семьи: мы углубляемся в их беды, информацию и предложения, стараемся через приятие и одобрение их работы укрепить сотрудничество с семьей, чтобы отыскать общие цели и способы решения. Терапевт MDFT при необходимости общается с разными чиновниками и учреждениями, участвует в собраниях и круглых столах, получает и делится информацией. Несомненно, роль терапевта MDFT не заключается только в пребывании на стороне семьи и противостоянии тому, что вне семьи. Целью сетевой работы является способствование и поддержка создания продуктивных отношений сотрудничества, которые продолжатся и после завершения терапии.

Я призываю работников, занимающихся с проблемными молодыми людьми взвесить в качестве одной из возможных вспомогательных мер программу MDFT. MDFT не является волшебной палочкой, но может оказаться эффективной мерой воздействия, которая улучшит качество отношений между молодым человеком и семьей и уменьшит проблемы в стоящей вне семьи системе.

Более подробно можно прочитать:
https://www.sotsiaalkindlustusamet.ee/et/lapsed-ja-pere/lastekaitse/mitmedimensiooniline-pereteraapia-mdft