Яанус Кангур
Специалист по религиозной антропологии, эксперт по восстановительному правосудию
Право без победы
В уголовном праве Эстонии существует понятие состязательного производства, в котором кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Но может случиться, что проиграют все. Примерно десять лет назад у меня украли фотоаппарат и ноутбук, ущерб составил примерно 20 000 крон. Обстоятельства были ясны и после достаточно короткого расследования, совершившего деяние молодого человека признали в суде виновным. Я победил, вернее победил прокурор в моих интересах. Наказанием для виновного стало полтора года тюремного заключения условно и возмещение ущерба. Когда в течение какого-то времени ущерб не был мне возмещен, я обратился к судебному исполнителю. Он не смог мне помочь, так как у осужденного молодого человека не было ни имущества, ни дохода. Моя победа оказалась Пирровой победой. За деньги налогоплательщика, включая и мои, работали следователь, прокурор, судья и судебный исполнитель, единственный, кто не внес свой вклад в процесс был причинивший мне ущерб человек. Ситуация не была бы намного лучше, если бы его реально заключили в тюрьму, так как тогда расходы налогоплательщика, в том числе и мои, были бы еще больше. В итоге никто не победил, а причиненный один раз ущерб только увеличился. Что делать?
Победа – победа права?
В 1974 году в канадском городе Элмира молодые люди разбили 24 припаркованных на улице автомобиля. Вместо того, чтобы отправить молодых людей в тюрьму или назначить условное наказание, судья Гордон Макконнель отправил подростков извиняться и договариваться о возмещении ущерба со всеми потерпевшими. Во-первых, это позволило причинившим ущерб молодым людям взять на себя прямую ответственность за причиненный ущерб, посмотреть потерпевшим в глаза и извиниться. Один из молодых людей, Рассел Келли, впоследствии сказал, что это был один из самых тяжелых моментов в его жизни. Во-вторых, они возместили ущерб непосредственно потерпевшим, и в-третьих, этот процесс значительно уменьшил вероятность того, что совершившие ошибку подростки превратятся в профессиональных преступников. Собственно, как раз наоборот – то самый Рассел Келли в настоящее время успешно работает в сфере безопасности и права.
Такой подход и называется восстановительным правосудием. Прежде всего это не метод или программа, а определенный способ подхода к социальным конфликтам. Центром восстановительного правосудия является компенсация возникшего через конфликт ущерба, с использованием для этого процесса решения, в котором участвуют все, попавшие в сферу влияния стороны и целью которого является оздоровление всех сторон и создание безопасного общества и всеобщего мира.
Я думаю, что и в случае с моей историей намного большей победой стало бы, если молодой человек, который причинил мне материальный ущерб, возместил бы мне его работая для моего блага или каким-либо иным способом. Если бы он косил у меня целое лето траву, то мой ущерб был бы возмещен и подобное трудовое воспитание и для него было бы безусловно эффективнее. Это было бы решение победа-победа. Такой подход может показаться чужим в нашем правовом пространстве, но в действительности очень прост, менее затратен, более эффективен в смысле превентивности и главное, справедлив с точки зрения потерпевшего.
Компенсирующее ущерб, привлекающее участников и предотвращающее преступность право
Восстановительное правосудие не является чем-то новым или небывалым, а просто слегка забытым старым. Норвежский социолог Нильс Кристи описал конфликт как собственность и, по его словам, конфликт частично «украден» В какой то момент истории конфликт больше не рассматривается как происходящий между людьми, а как между человеком и государством. Основным последствием этого процесса является маргинализация потерпевшего. В центр конфликта выходят причинившее ущерб лицо и наказание. Целью восстановительного правосудия является вернуть конфликт обратно участникам, чтобы все, на кого повлияли конфликт, смогли бы участвовать в процессе его разрешения, и основной целью стала бы компенсация причиненного ущерба и восстановление отношений (англ. making things right.)
Центральными вопросами восстановительного правосудия в любом конфликте являются:
- Какой ущерб нанесен?
В случае с ущербом во внимание принимается как непосредственный материальный ущерб, так и косвенный эмоциональный ущерб. Прежде всего непосредственно у потерпевшего, а также у общества и ущерб, возникший у того, кто причинил ущерб, например, прерывание или ухудшение отношений, понижение социального статуса и т.д.
- Кто несет за это ответственность?
У маори в Новой Зеландии имеется выражение whanaungathanga, которое означает связь, отношения и спокойствие в общине за которые отвечают все. Восстановительное правосудие частично базируется на модном индивидуализме и рассматривает конфликт прежде всего, как вопрос между личностями, который следует решить при их участии и в их интересах. С другой стороны, восстановительное правосудие является общественным и предполагает привлечения в процесс решения всех попавших под влияние конфликта сторон. Важно направить решение на причины, а не на последствия. Таким образом может стать важным принятие обществом ответственности за то, что из кого-то сформируется преступник (что не исключает и не уменьшает личную ответственность причинившего ущерб лица).
- Как компенсировать этот ущерб?
При компенсации ущерба важно, чтобы это отвечало, как потребностям потерпевшего, так и возможностям того, кто его причинил. Важно, чтобы у причинившего ущерб лица была бы по-возможности непосредственная и личная возможность компенсировать причиненный ущерб (например, штрафы. скорее адресованы родителям, а не несовершеннолетнему правонарушителю).
Является ли восстановительное правосудие чудодейственным лекарством? Нет. Во-первых, его невозможно применить ко всем конфликтам. В основном в случае, если причинившее ущерб лицо не берет на себя ответственность и не готово извиняться за свое деяние и компенсировать ущерб. Восстановительное правосудие нельзя применять в полном объеме если потерпевший не хочет участвовать в процессе. Но во многих случаях восстановительное правосудие является лучшим решением, чем основанное на наказании решение конфликта.
Восстановительное правосудие на практике
Наиболее распространенными формами восстановительного правосудия являются примирение (англ. mediation), восстановительная конференция (англ.conferece или также family group conference), а также круги (англ.circles). В Европе очевидно самым распространенным является примирение, где две (иногда и больше) конфликтные стороны пытаются достичь соглашения при содействии посредника. На жизнеспособность восстановительного правосудия указывает то обстоятельство, что когда в середине 1970-х годов его применяли в основном в уголовном праве, то сегодня практику восстановительного правосудия применяют в школах, на работе, в общинах и т.д. Восстановительное правосудие также можно применять как после конфликта, так и предотвращая его, а методику кругов часто используют и без всяких конфликтов. В Австралии и Великобритании во многих школах действуют примирители учащихся (англ. peer mediator), а в некоторых высших школах примирители академического персонала. Восстановительное правосудие распространилось во многие сферы. При его введении важно не смотреть на различия, с каким-либо другим государством, где используются эти практики, а на схожести и в первую очередь на общечеловеческом уровне. Во-вторых, не нужно искать причины, почему это может не работать. Например, раз эстонцы замкнутые, следует искать свойственные нам методы работы восстановительного правосудия в Эстонии. И наконец, необходимо еще раз подчеркнуть, что речь не о панацеи или плане создания утопического общества, а прагматичным и эффективным способом того как предотвратить обусловленный конфликтами ущерб и/или уменьшить возникающий в результате этого ущерб. Целью восстановительного правосудия является то, что от его внедрения выиграли бы все.
Кайса Ветемаа, специалист по охране детства: Опираясь на свою, написанную в 2016 году магистерскую работу «Восстановительное правосудие в работе с несовершеннолетними правонарушителями» я нахожу, что в случае с несовершеннолетними правонарушителями в эстонской правовой системе важно реагировать способами, которые положительно повлияют на поведение несовершеннолетних. Привлечение в процесс подростков и окружающую их круг близких людей часто является более эффективным при решении конфликта, чем принятие решения вместо молодого человека. Как специалист по защите детства я нахожу, что применение восстановительного правосудия, взятие за основу восстановительного правосудия могло бы стать альтернативой основанному на наказании подходу. Работа по защите детей в первую очередь означает работу с семьей, кругом знакомством ребенка или молодого человека. Базирование на восстановительном правосудии позволяет всем профессионалам, которые работают с детьми и семьями сосредоточиться на создании позитивных отношений, чтобы вызвать изменение, которое в свою очередь будет способствовать предотвращению повторных правонарушений в перспективе.