Андрес Ару
руководитель отдела по правам детей Канцелярии канцлера права
Множеством международных, региональных и внутригосударственных правовых актов предусмотрено, что любое правосудие, в котором участвует ребенок, должно быть к нему доброжелательным. Под правосудием мы подразумеваем не только судопроизводство, но и досудебное и другие производства (напр., в комиссии по делам несовершеннолетних), где принимаются решения по вопросам, оказывающим сильное влияние на жизнь ребенка.
Правосудие является доброжелательным к ребенку в том случае, если взрослые во время производства хорошо к нему относятся, независимо от того, почему ребенок к нему привлечен. Обязанность взрослых – создать такую среду, в которой ребенок будет ощущать себя в безопасности и чувствовать, что его ценят. С одинаковым уважением следует относиться как к потерпевшему, свидетелю, подозреваемому, так и к обвиняемому. Европейский суд по правам человека считает важным, чтобы к ребенку относились с учетом его возраста, зрелости, интеллектуальных и эмоциональных способностей. По оценке суда, ребенку необходимо помочь в понимании происходящего и участии в производстве.
К сожалению, на деле это не всегда так. Например, многие побывавшие на заседании комиссий по делам несовершеннолетних дети и молодые люди описывали происходящее как односторонние осуждающие нравоучения, а не диалог, где пытаются выяснить причины произошедшего. Подростки чувствовали, что их мнение и объяснения не слушают и не понимают. Возможно, именно отсутствие диалога является одной из причин того, почему в комиссиях по делам несовершеннолетних несовершеннолетние редко берут на себя ответственность за свои деяния, и меры воздействия часто не дают желаемых результатов.
На первое место следует поставить интересы ребенка и, таким образом, до вынесения решения, оказывающего важное влияние на жизнь ребенка, это влияние следует тщательно оценить. Наилучшее решение для ребенка будет найдено, если позволить ему самому объяснить свои потребности, страхи и желания.
Для того чтобы ребенок мог осмысленно участвовать в производстве, он должен понимать происходящее. Ребенку требуется понятным для него образом представленная информация как о конкретном случае, так и о производстве. Он должен знать, что решается, кто решает, кто является участниками производства и какова их роль. Ребенок также должен знать свои права и обязанности, как будут использованы его показания, и как сказанное им может повлиять на его жизнь и жизнь его близких. Информацию следует предоставлять ребенку на понятном ему языке, понятным способом. Ребенку не подходит распечатка закона. Взрослый должен убедиться в том, что ребенок понял сказанное.
Информирование ребенка часто вызывает проблемы. Участвующие в производстве чиновники и представитель ребенка не должны надеяться исключительно на его родителей. Часто родители не знают даже своих прав и обязанностей и не в курсе того, как ведется производство. Кроме того, родители часто заняты сведением счетов друг с другом, а интересы ребенка остаются на заднем плане. Таким образом, об информировании ребенка должны позаботиться специалисты – представитель ребенка, специалист по охране детства, прокурор, судья. К сожалению, часто встречается ситуация, когда назначенный ребенку адвокат до судебного заседания ни разу с ним не встречается и не общается, не говоря уже об информировании и подготовке к заседанию. Иногда участвующие в производстве взрослые считают, что кто-нибудь из специалистов уже разъяснил ребенку производство. Вопрос состоит в принятии ответственности. Повторение не повредит. Лучше, если ребенок получит информацию от нескольких взрослых, чем он ее вообще не получит.
Ребенку следует разъяснить и вынесенное решение. Он должен понять, почему приняли именно такое решение, и как при этом учли его мнение. Ребенку также необходимо, учитывая его возраст и уровень развития, разъяснить результат производства.
Все участвующие в производстве взрослые должны всегда помнить о том, что ребенок является особенным участником производства – ему требуется, по сравнению со взрослым, больше защиты и особое обращение. Ни один ребенок не должен выслушивать в зале суда то, как чиновники долго и детально обосновывают, каким плохим родителем был его отец или мать и почему их следует лишить права попечения. Ребенок также не должен слушать взаимные обвинения и оскорбления своих родителей в спорах о праве попечения и общения. К сожалению, такие ситуации встречаются. Если спорящие родители сами не в состоянии позаботиться о правах своего ребенка, должны вмешаться специалисты: специалист по охране детства, представитель ребенка и судья.
Один эстонский судья сказал, что к каждому ребенку следует во время процесса относиться так, какого отношения вы хотели бы к своему ребенку.
Если все взрослые, которые выносят затрагивающие жизнь ребенка решения, будут руководствоваться этим принципом, мы сделаем большой шаг в направлении доброжелательного к ребенку правосудия. Между прочим, изменение позиции ничего не стоит и не предполагает изменения ни одного из законов.
О доброжелательном к ребенку правосудии можно дополнительно прочитать в международных требованиях и предписаниях:
ООН
Конвенция ООН о правах ребенка
Замечание общего порядка № 10 Комитета ООН по правам ребенка
Европейский совет
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
Практика Европейского суда по правам человека
Рекомендации Комитета министров Совета Европы по доброжелательному к ребенку правосудию
Европейский союз
Хартия основных прав Европейского союза
Агентство Европейского союза по основным правам
(неполный перечень)
Канцлеру права часто задают вопросы о правах детей и молодежи при встрече с полицией. Например, подростки спрашивают, можно ли в школе или кружке проверять ребенка на алкогольное опьянение, и кто может это делать. Молодежь также интересовалась, может ли полиция их обыскивать. Родители спрашивали, имеют ли они право знать и если да, то с какого момента, что полиция хочет побеседовать с их ребенком, и всегда ли родитель имеет право присутствовать при разговоре полиции с ребенком. На эти и многие другие вопросы вы можете найти ответы в составленных ведомством канцлера права правилах для детей и подростков, а также для родителей и специалистов.