Лооне Отс, президент НКО «Союз защиты детей»
В месяце защиты детей, ноябре, мы с удвоенным воодушевлением представляем права детей и надеемся, что общество лучше услышит наш голос. Слово «право» имеет широкое содержание. В голову приходят такие выражения, как истина и право, право сильного, права и обязанности, правовая система и десятки других понятий.
В государстве право означает установленную государством совокупность общественных правил поведения. Обеспечивает права также государство. Государство – это, скорее, дело взрослых: хотя именно в этом году шестнадцатилетние получили право выбора на местном уровне, обеспечение права предполагает мудрость и опыт. Ребенок соприкасается с правом в разном контексте: в качестве предмета спора, жертвы преступления, и к сожалению, правонарушителя. В последнем случае право необходимо гарантировать предотвращением правонарушений несовершеннолетних, а также содействием тому, чтобы первый конфликт с законом остался последним. Помощь, предлагаемая нами оступившемуся ребенку – это помощь всему обществу, которое не должно страдать из-за последующего(их) правонарушения(ий) этого конкретного ребенка, а вскоре уже и взрослого человека.
В правовой системе дети, как наиболее уязвимая группа, находятся под особой защитой. Тем не менее, некоторые исследования подтвердили, что ребенок не получает достаточной поддержки в правовом производстве. У предлагающих поддержку лиц недостает знаний, каждый из них может быть очень хорошим специалистом в своей области, но в то же время не в вопросах, например, детской психологии, проблем переломного возраста или других, связанных с возрастными особенностями ребенка, вопросах. Это, конечно, прегрешение, но даже специалист по охране детства может быть недостаточно осведомлен в какой-либо важной для ребенка области. Последствием может стать неправильно понятый ребенок, который в дальнейшем откажется доверять обществу, или ребенок, получивший неправильное направление, и предложенная ему помощь не сработает. Это, в свою очередь, обуславливает опасность того, что в общество вольется сломленный человек, который вместо радости олицетворяет собой риск и опасность, и с которым придется работать если не правовым органам, то медикам.
И еще. Если мы постоянно подчеркиваем субъектность ребенка, его право высказываться и нашу обязанность в границах разумного к нему прислушиваться, то ребенок должен и больше знать о своих правах. Ребенку не всегда подходят предназначенные для взрослых инструкции и информационные материалы – их нужно адаптировать.
Любой вклад в то, чтобы как ребенок, так и работающий с ним взрослый были подготовлены к встрече с правовой системой, неоценим. НКО «Союз защиты детей» может вместе со всем эстонским обществом порадоваться тому, что в рамках совместного проекта восьми государств – MAPChiPP, или Multi-disciplinary Assessment and Participation of Children in Child Protection Proceedings, – в сотрудничестве с Европейской комиссией, несколькими зарубежными организациями и министерствами юстиции, социальных дел и внутренних дел Эстонии разработаны программы обучения для повышения знаний и умений людей, работающих с детьми в области защиты детей и права. Благодаря MAPChiPP, к настоящему времени уже имеются новые модули обучения и много рабочих и вспомогательных материалов для специалистов.
В данном тексте неоднократно повторяется слово поддержка. Поддерживая ребенка и его семью, т.е. первичную среду его роста, мы можем сделать очень многое для того, чтобы ребенок был защищен от плохого и в то же время уважал общественные соглашения, т.е. порядок и право. Годовая конференция Kuidas elad, Eestimaa laps? («Как поживаешь, ребенок Эстонии?») Союза защиты детей в этом году носит название «Сотрудничество на благо ребенка». Мы все несем ответственность за право ребенка соблюдать действующее в стране право. Мы должны вместе позаботиться об этом путем сотрудничества представителей различных специальностей. Это нелегкая работа. Это скорее борьба. Но чем умнее боец, тем больше уверенности в победе его дружины.