Карина Лыхмус-Эйн, присяжный адвокат
Важнейшей частью родительских и детских прав является право попечения [1]. Часть 2 статьи 116 Закона о семье определяет родительское право попечения как обязанность и право заботиться о своем несовершеннолетнем ребенке. Родительское право попечения включает право заботиться о личности ребенка (попечение над личностью) и право заботиться об имуществе ребенка (попечение над имуществом), а так же решать связанные с ребенком вопросы. Обычно родитель, обладающий правом попечения, является законным представителем ребенка (ч. 1 ст. 120 Закона о семье). Право попечения включает в числе прочего право и обязанность родителя заботиться о здоровье и образовании ребенка и принимать решения в отношении здоровья и образования ребенка.
Как правило, родители имеют совместное право попечения в отношении своего ребенка (ст.117 Закона о семье). При этом на существование и степень совместного права попечения не влияет то, живут ли родители вместе или нет. Совместное право попечения не заканчивается при прекращении совместного проживания родителей или начале проживания ребенка с одним из родителей. Совместное право попечения может быть прекращено только судом на основании заявления родителя (ч.1 ст. 137 Закона о семье). Прекращение совместного права попечения невозможно на основании соглашения родителей. Тем не менее родители могут договориться о том, как они организуют решение связанных с совместным правом попечения вопросов [2].
Согласно ч. 1 ст. 118 Закона о семье, родители осуществляют в отношении ребенка общее право попечения и выполняют обязанность заботы на свою ответственность и по согласию, учитывая всестороннее благополучие ребенка. Родители, независимо от того, проживают они вместе или нет, и имеет ли ребенок чередующееся место жительства или же ребенок в основном живет с одним родителем, должны осуществлять право попечения совместно. Оба родителя должны иметь возможность высказать свое мнение в отношении связанных с ребенком вопросов [3]. Родители должны совместно решать важные вопросы, касающиеся ребенка. [4]
Родитель имеет право во время проживания у него ребенка единолично принимать решения только в вопросах повседневной жизни ребенка (обычный уход). Под решением вопросов повседневной жизни следует, как правило, понимать такое обычное принятие решений, которое происходит часто и не имеет устойчивого воздействия на развитие ребенка (ч. 2 ст. 145 Закона о семье). То, какие решения являются обычными, часто зависит от обычного уклада жизни родителя и ребенка [5].
Обязанность осуществлять общее право попечения лежит на родителях также при принятии решений и выбора относительно здоровья и образования ребенка. В случае совместного права попечения родители должны совместно решить, какую школу будет посещать ребенок, будет ли посещать школы по интересам или тренировки и если да, то какие, будет ли ребенок получать медицинские услуги и если да, то какие, и т. д. Если родитель должен или желает принять решение по упомянутым вопросам (например, записать ребенка на тренировку по верховой езде или вакцинировать ребенка от клещевого энцефалита), исходя из регуляции общего права опеки об этом следует сообщить другому родителю, и родители должны совместно решить возникший вопрос.
Для родителя, проживающего с ребенком, часто бывает удивительно, что он или она не имеет права принимать решения по вопросам, касающимся ребенка, в одиночку, но должен обсуждать их с другим родителем и приходить с ним к обоюдному решению. Это особенно актуально, когда участие в жизни ребенка проживающего отдельно родителя после прекращения совместного проживания родителей сводится к минимуму. В ситуации, когда родители разошлись или никогда не жили вместе, родитель, с которым проживает ребенок, не имеет, так сказать, автоматически больше прав в принятии решений относительно ребенка, чем другой родитель.
Принимая решения, касающиеся ребенка, родители должны руководствоваться не своими собственными желаниями и интересами, а благополучием и интересами ребенка. Государственный суд подчеркнул, что при осуществлении родительских прав родитель всегда должен исходить из наилучших интересов ребенка и добросовестно осуществлять права родителя.[6] Родители могут мечтать о том, что их ребенок станет скрипачом или балериной, но, выбирая хобби своему ребенку, нужно найти наиболее подходящее исходя из личности самого ребенка. Если уровень развития ребенка это позволяет, к принятию решений следует привлекать и ребенка (ч. 3 ст. 116 Закона о семье).
Что делать, если между родителями нет согласия?
Родители, особенно живущие раздельно, не всегда могут договориться о том, как осуществлять право попечения. Общее решение родителей по важному вопросу, касающемуся ребенка, может быть не принято. Например, до суда доходили споры, когда один из родителей согласен с назначенным врачом ребенку лечением и хочет, чтобы ребенок его получил. Другой родитель, напротив, не согласен с назначенным ребенку лечением. Также бывали ситуации, когда пришло время подтвердить выбор школы ребенку, но родители не могут договориться, в какую школу будет зачислен ребенок. Также требовали разрешения разногласия по поводу выбора или смены детского сада, посещения кружков по интересам, смены школы и по другим подобным вопросам. Как отмечалось выше, родитель в случае совместного права попечения не может единолично решать важные вопросы, касающиеся ребенка. Что делать, если совместное решение не удается принять?
Государственный суд постановил, что совместное право попечения обоих родителей не должно препятствовать решениям по связанным с попечением ребенка вопросам.[7] В интересах ребенка, чтобы касающиеся его важные вопросы могли бы решаться наилучшим для него образом. Значительные разногласия между родителями при принятии решений в отношении ребенка могут привести к необходимости передачи одному из родителей единоличного права принятия решений в отношении ребенка (например, выбор школы для ребенка) или единоличного права попечения в конкретной области (например, образование или здоровье ребенка), то есть прекратить ситуацию, в которой оба родителя могут участвовать в принятии решения по касающимся ребенка вопросам. Родитель, которому судом предоставлено единоличное право попечения или единоличное право принятия решений по определенным вопросам, может принимать решения самостоятельно в рамках данного ему или ей единоличного права попечения или единоличного права принятия решений.[8] Если суд предоставил родителю единоличное право принятия решений относительно выбора школы для ребенка, этот родитель может самостоятельно решить, какую школу будет посещать ребенок. Родитель, получивший единоличное право попечения в отношении здоровья ребенка, может принимать единоличные решения, связанные со здоровьем ребенка. Например, решить, стоит ли вакцинировать ребенка или нет.
Чтобы получить единоличное право попечения или единоличное право принятия решений, родитель должен обратиться в суд с заявлением для получения единоличного права попечения в определенной сфере или единоличного права принятия решений по вопросу, вызвавшему разногласие родителей. Согласно практике Государственного суда, совместное право попечения не может быть прекращено полностью или частично просто потому, что один родитель не желает привлекать другого родителя к участию в решениях вопросов, касающихся ребенка, и хочет принимать решения самостоятельно. Предпосылкой для предоставления единоличного права попечения или единоличного права принятия решений одному из родителей являются прежде всего разногласия между родителями и/или отсутствие сотрудничества и связанная с этим неспособность принимать совместные решения и осуществлять право совместного попечения.
Различение права принятия решений и права попечения вызывает замешательство. Когда требовать единоличного права принятия решений, а когда – единоличного права попечения? Государственный суд пояснил, что для получения права принятия решений (ст. 119 Закона о семье) родитель может подать ходатайство прежде всего в том случае, если родители не достигают согласия в существенном для ребенка деле и желают решить конкретный вопрос или ситуацию, при этом не желая прекращать совместное право попечения по данному вопросу. Напротив, ходатайство о частичном или полном прекращении совместного права попечения и предоставлении единоличного права попечения одному из родителей (ч. 1 ст. 137 Закона о семье), как правило, направлено на внесение серьезных изменений в родительское право попечения, в результате чего один из родителей может единолично решать возникающие в будущем вопросы в отношении ребенка, а второй родитель теряет право попечения в этой части (см. постановление Государственного суда от 12 февраля 2016 года по гражданскому делу № 3-2-1-159-15, пункт 25).[9]
При рассмотрении предоставления единоличного права принятия решений или единоличного права попечения суд принимает решение исходя из интересов ребенка (ст. 123 Закона о семье). Суд также решает, способен ли родитель и хочет ли он решить спорный вопрос исходя из интересов ребенка.[10]
Рассмотрение судебных споров занимает некоторое время. Поэтому имеющим совместное право попечения родителям следует заранее обсудить касающиеся ребенка вопросы, о необходимости решать которые в будущем заранее известно (например, выбор детского сада или школы). Если очевидно, что принятие совместного решения или решений невозможно, родители могут принять своевременные меры для разрешения своих разногласий (например, с помощью семейного медиатора, семейного консультанта или других подобных услуг) или обратиться в суд с ходатайством о получении единоличного права попечения или единоличного права принятия решений. Тем не менее могут возникнуть ситуации, когда разногласия возникают неожиданно, а касающиеся ребенка вопросы необходимо решить срочно. Случилось так, что лето закончилось, и родители не смогли договориться о том, в какой школе ребенок пойдет осенью в первый класс, и очевидно, что судебный процесс не закончится до начала учебного года. В этом случае родитель может обратиться в суд с ходатайством о применении первоначальной правовой охраны, чтобы родитель мог принять решение немедленно, то есть до окончательного урегулирования спора.
Как родительское право попечения влияет на учреждение образования и поставщика услуг здравоохранения?
Поскольку только родитель, имеющий право попечения, может представлять ребенка и принимать решения в отношении ребенка, как для учебного заведения, так и для медицинского учреждения имеет значение, имеют ли родители совместное право попечения или один родитель имеет единоличное право попечения или единоличное право принятия решений. В ситуациях, когда учебному заведению или поставщику услуг здравоохранения требуется согласие, заявление или иное волеизъявление родителей, важно, чтобы оно было дано или сделано обладающим правом попечения родителем.
Право родителя представлять ребенка распространяется в такой же мере, в какой и право попечения. Если право попечения ограничено, представительские полномочия также ограничены.[11] Родитель представляет ребенка в одиночку, если имеет единоличное право попечения или единоличное право принятия решений по соответствующему вопросу (ч. 2 ст. 120 Закона о семье).
В отсутствие информации об обратном, как у учреждения образования, так и у поставщика услуг здравоохранения есть основания полагать, что родители имеют совместное право попечения и что решения относительно образования и здоровья ребенка могут приниматься обоими родителями. Если родители имеют совместное право попечения над ребенком, у образовательного учреждения или поставщика услуг здравоохранения нет оснований отдавать предпочтение одному из родителей перед другим или решениям одного из родителей перед другим. К родителям нужно относиться одинаково.
Согласно ч. 7 ст. 120 Закона о семье, если родитель представляет ребенка самостоятельно, предполагается согласие и второго родителя. Например, если родитель дает семейному врачу согласие на вакцинирование ребенка, семейный врач вправе предположить, что для вакцинирования ребенка имеется и согласие другого родителя. Однако исходить из такого предположения можно только в том случае, если у семейного врача нет другой информации, поскольку содержащееся в ч. 7 ст. 120 Закона о семье условие является опровержимым.[12]. Например, мать ребенка представляет в школу заявление об исключении ребенка из списка школы. А отец ребенка информирует школу перед тем, как подано соответствующее заявление или до его разрешения, что он желает, чтобы ребенок продолжил свое обучение в этой школе, и что он не согласен на исключение ребенка из списка школы. Если и мать, и отец имеют право попечения в решении вопросов об образовании ребенка, школа не сможет принять заявление матери ребенка в описанном выше случае, так как другой родитель, также имеющий право попечения, не согласен с этим.
После того, как учебное заведение или поставщик услуг здравоохранения проверит информацию о том, прекращено ли родительское совместное право попечения в той области, в которой им необходимо решение родителя в отношении ребенка, нужно попросить родителя, который имеет единоличное право попечения в соответствующей области, принять решение. Например, родитель, который имеет единоличное право попечения по вопросу места жительства ребенка, имеет исключительное право решать, разрешать ли ребенку участвовать в классной экскурсии, походе или лагере.
В том, имеет ли родитель единоличное право попечения или единоличное право принятия решений, можно удостовериться на основании решения суда. Если родитель утверждает, что он или она может единолично принять решение в отношении ребенка, а другой родитель не имеет такого права, есть основание попросить родителя показать решение суда, которое дает родителю это право.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-159-15 от 12.02.2016 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-16-5794 от 22.11.2017 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-16-5794 от 22.11.2017 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-35-16 от 25.05.2016 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-17-3347 от 7.12.2018 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-32-11 от 30.05.2011 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-16-5794 от 22.11.2017 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-17-3347 от 7.12.2018 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-35-16 от 25.05.2016 г. и постановление Государственного суда по гражданскому делу № 2-15-16111 от 6.04.2018 г.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-96-14 от 29.10.2014 г.
- T. Уусен-Наке. Связь семейного права с другими сферами гражданского права. Juridica 2010/2.
- Постановление Государственного суда по гражданскому делу № 3-2-1-127-15 от 22.11.2017 г.
Статья вышла в рамках проекта «Добрый совет семьям с детьми», больше статей на русском языке можно прочитать здесь: https://www.lastekaitseliit.ee/vajad-abi/hea-nou-lastega-peredele/temaatilisi-materjale/