Автор: Майре Иро, советник по связям с общественностью Инспекции по защите данных
Начиная с 25 мая этого года начал действовать Общий регламент по защите данных Европейского союза. Новый регламент применяется непосредственно, что означает, что помимо внутригосударственных прикладных актов он заменяет и действовавший ранее закон о защите личных данных Эстонии. Хотя об изменяющемся праве защиты данных в медиа было сказано довольно много, до сих пор, однако, оставлены без внимания вопросы, связанные с правами детей. Какие изменения для детей повлечет за собой новая концепция защиты данных?
Прежде всего, важно подчеркнуть, что по части защиты своих личных данных дети имеют все те же права, что и взрослые. Например, право на ознакомление с собранными в отношении себя данными, права на исправление и удаление данных. В таком случае, почему мы вообще говорим о правах детей отдельно?
В регламенте несколько раз подчеркнуто, что личные данные ребенка нуждаются в особенной защите по сравнению с защитой данных взрослого. Просто дети могут быть не осведомлены обо всех угрозах, которые могут возникать в том случае, если обращаться с личными данными слишком вольно, и не всегда хорошо чувствуют возможные последствия. Поэтому дети не всегда могут защитить себя от таких угроз.
Услуги информационного общества
Права ребенка защищает прежде всего родитель, в том числе в области защиты данных. За несовершеннолетнего ребенка согласие на сбор и использование его личных данных дает родитель. Однако новая регуляция предусматривает одно исключение из этого правила. Согласно Общему регламенту, используя услуги информационного общества, несовершеннолетний ребенок может сам дать согласие на обработку своих личных данных, если ему не менее 16 лет. Сюда относятся, например, различные коммуникационные среды, социальные медиа и услуга электронной почты.
Всем государствам-членам Европейского союза предоставлена возможность опустить эту возрастную планку еще ниже. Однако она должна оставаться в пределах 13–16 лет. Инспекция по защите данных посоветовала опустить эту планку как можно ниже. В проекте закона о защите личных данных Министерство юстиции предложило установить возрастную планку 13 лет. Это означает, что, согласно проекту, несовершеннолетний ребенок, начиная с 13 лет, может уже самостоятельно решать, давать ли согласие на обработку своих личных данных, например, предприятию социальных медиа, или нет. В случае ребенка младше согласие на обработку личных данных должен дать родитель.
Напоминаю, что это не устанавливает новое ограничение, а, напротив, понижает возрастную планку. До сих пор при обработке личных данных согласие родителя требовалось до тех пор, пока ребенок не достигнет 18-летнего возраста. В дальнейшем эта планка по части услуг информационного общества будет находиться на более низком уровне. Впрочем, Эстония в данном случае однозначно является представителем либерального направления: если государство-член не установит исключение, то эта планка останется на уровне, установленном в общем регламенте, то есть 16 лет.
Консультационные услуги
В качестве одного из важных исключений в регламенте касательно детей обсуждалась также услуга выполнения превентивной работы и консультационная услуга. А именно: согласие родителя не требуется в связи с оказанием услуг выполнения превентивной работы и консультационных услуг непосредственно ребенку, и в контексте таких услуг нельзя требовать от родителя согласия. В качестве простейшего примера здесь можно привести, пожалуй, номер справочного телефона или телефона помощника, по которому ребенок звонит, для того чтобы попросить о помощи.
Информация, понятная детям
В новом регламенте установлено требование, согласно которому вся информация, касающаяся обработки личных данных, должна быть представлена на четком, понятном и простом языке. В особенности та информация, которая касается непосредственно детей. Взрослому тоже зачастую бывает трудно понять написанные на сложном юридическом языке длинные условия пользования или договоры. Ребенок тем более не понимает таких текстов. Поэтому информацию следует представлять в кратком виде и в такой формулировке, чтобы ребенок без труда ее понимал. Рекомендуется использовать также визуализацию, чтобы представленная информация была более понятной.
Например, если говорить о различных детских веб-играх, то перед тем, как начинать в них играть, ребенок должен четко понять, какие данные и зачем игра будет собирать в отношении него. То же самое действует и в отношении приложений, программ и услуг для детей, независимо от того, какой характер они носят – образовательный или чисто развлекательный.
Учитель, родитель или молодежный работник могут объяснять детям, что если условия пользования не ясны, то, прежде чем их принять, стоит посоветоваться со взрослым. В ситуации, когда ребенок не уверен, какие данные будут собираться в отношении него или как они будут использоваться, стоит проявлять осторожность, и лучше избегать пользования такими услугами.