Хелен Томберг
адвокат
Естественная среда, в которой растет ребенок, – это семья, а самыми счастливыми считаются те дети, которые имеют возможность расти в семье, где вместе с детьми живут любящие их отец и мать. Но если жизнь разводит мать и отца и ребенок остается на постоянное жительство с одним из родителей, то самое трудное для него, если его контакт со вторым родителем ослабевает или пропадает совсем. Не во власти ребенка выбирать, останутся ли вместе родители, которых он очень любит, это решение обычно принимается независимо от его мнения. Умными являются те родители, которые понимают, что отдаление от второго родителя болезненно для ребенка, и всячески поддерживают сохранение близких отношений между ребенком и вторым родителем.
Близкие отношения с живущим отдельно родителем – это право каждого ребенка. Пункт 3 статьи 9 принятой Генеральной Ассамблеей ООН Концепции о правах ребенка, к которой Эстония присоединилась в 1991 году, устанавливает, что присоединившиеся к Конвенции страны уважают право разделенного с родителем ребенка сохранять регулярные личные отношения и прямой контакт с родителем. То же самое устанавливает действующий у нас сейчас Закон о защите детей, говорящий о том, что ребенок, разъединенный с одним или обоими родителями, имеет право сохранить личные отношения и контакт с обоими родителями. Закон о защите детей также говорит о том, что ребенок, родители которого проживают в разных государствах, имеет право на личные контакты и отношения с обоими родителями.
Внутри государства право общения с ребенком регулирует статья 143 нашего Закона о семье. В соответствии с ней ребенок имеет право лично общаться с обоими родителями, а также оба родителя имеют право общаться с ребенком. Хотя родители, как правило, имеют в отношении ребенка общее право опеки, т.е. равные права и обязательства в отношении ребенка, это не означает в случае раздельного проживания равных возможностей проводить с ребенком время, потому что раздельное проживание неизбежно уменьшает возможности проживающего отдельно родителя быть с ребенком. Но обоим родителям запрещено совершать действия, которые вредят отношениям ребенка со вторым родителем или усложняют воспитание ребенка. Таким образом, действительно заботящиеся о ребенке родители поступают разумно и способны подавить свои разногласия, договорившись друг с другом о том, когда и как ребенок может общаться с другим родителем и быть с ним вместе.
Если родители не могут прийти к такому соглашению, то родителю рекомендуется обратиться за помощью в учреждение по опеке над детьми по месту жительства к специалисту по защите детей (управа части города, волостная управа). Имеющие специальную подготовку специалисты по защите детей могут очень умело и результативно добиваться примирения родителей с целью достижения наиболее подходящего для ребенка порядка общения с проживающим отдельно родителем. Часто специалисту по защите детей удается снять самые сильные напряжения и смягчить страх или недоверие родителя в отношении второго родителя, что может стать хорошей основой для последующего сотрудничества между родителями. Если же достижение соглашения с помощью специалиста по защите детей не удается или родитель не ищет там помощи, то он может обратиться для установления порядка общения в суд.
Рассмотрев все вопросы права общения с ребенком, суды исходят, прежде всего, из интересов ребенка, учитывая и оправданные интересы причастных к делу лиц. В ходе поиска решения помощь оказывает специалист по защите детей по месту жительства ребенка, а также назначенный ребенку на время судебного производства за счет государства адвокат, чье мнение запрашивает и суд. Также судья заслушивает и ребенка. Ребенок в возрасте 10 лет и старше должен быть всегда заслушан судьей, но для достижения лучшего результата судья имеет право заслушать и ребенка младше 10 лет, если способность ребенка к пониманию позволяет это сделать. Такое многостороннее выяснение интереса ребенка должно привести к сбалансированному решению о том, как и когда живущему отдельно родителю лучше всего общаться и проводить время с ребенком. Очевидно, что сторонам производства для сохранения хороших отношений между собой лучше искать взаимного соглашения, но если это не удается, то порядок общения проживающего отдельно родителя с ребенком назначает судья своим постановлением.
При определении порядка общения суд учитывает, прежде всего, возраст ребенка, его обычный распорядок дня, а также действительные возможности родителей в части проведения времени с ребенком. Что касается маленьких детей (ясельного возраста), детские психологи отдают предпочтение краткосрочным встречам, которые проходят часто (встречи по нескольку часов несколько раз в неделю). Что касается детей детсадовского и школьного возраста, для них предпочтение отдается более продолжительным встречам, которые проходят реже. Самым обычным как раз является график, когда ребенок проводит с родителем каждые вторые выходные, к которым иногда добавляется день в середине недели в ту неделю, когда ребенок не посещает проживающего отдельно родителя. Также пребывание ребенка у одного или другого родителя регулируется во время праздников и отпусков, а для более старших детей – и во время школьных каникул. Если отношения между родителями очень конфликтные (а судебные споры возникают именно на фоне конфликтных отношений), суд регулирует порядок общения более точно – устанавливается и то, в какое время и где должна происходить передача ребенка, кто должен организовать прибытие и убытие ребенка.
В обязательном порядке суд учитывает при назначении порядка общения и рабочее время родителей. Госсуд неоднократно обращал внимание на то, что цель судебного определения порядка общения заключается в том, чтобы обеспечить родителю и ребенку возможность свободного общения, поэтому нельзя устанавливать общение на то время, в отношении которого заранее известно, что родитель, например, находится на работе. Иногда, особенно в случае работы по нерегулярному графику, определение порядка общения бывает осложнено, но надо найти максимально простой график с учетом всех обстоятельств. Это нужно и для того, чтобы сам ребенок мог знать, когда в следующий раз он увидит второго родителя.
Ребенок имеет право общаться со своим родителем и в том случае, если его родители живут в разных странах. Практическая жизнь и здесь устанавливает свои временные и финансовые границы, такие ситуации чаще всего регулируются более продолжительными отпусками. Еженедельное общение обычно регулируется при помощи бесед через Skype и пр. Исходя из конкретных обстоятельств, суды регулируют в отношении живущих в разных странах родителей и то, кто какие связанные с поездками ребенка расходы покрывает.
На самом деле, общение с ребенком – это не только право родителя, но и его обязанность. Это следует из второго предложения ч. 1 ст. 143 Закона о семье, в котором говорится, что оба родителя обязаны и имеют право общаться с ребенком лично. Это означает, что если родители договорились о порядке общения, проживающий отдельно родитель обязан в условленный день взять ребенка, или если порядок общения определен судом, у проживающего отдельно родителя возникает вытекающее из судебного решения обязательство взять ребенка (цитируя Госсуд: из судебного решения должно ясно следовать, когда и как часто проживающий отдельно родитель должен обеспечивать ребенку возможность проводить с ним время).
На практике возникает и необходимость в ограничении права родителя на общение. Ограничить право общения может только суд и только в интересах ребенка. Ограничение права общения может быть обосновано в том случае, если общение с родителем представляет для ребенка опасность (например, по причине зависимости родителя от алкоголя или наркотиков, склонности к насилию, других нарушений прав и интересов ребенка). Также суд может определить, чтобы ребенок общался с родителем только в проверенной среде в присутствии подходящего третьего лица (обычно это специалист по защите детей или другое компетентное лицо).
Не являются редкостью и случаи, когда по какой-либо причине близкие отношения ребенка и проживающего отдельно родителя прекратились, родитель долгое время не видел ребенка и ребенок отвык от родителя. В случае если к родителю нет претензий в части его безопасности, отсутствие близких отношений не является для суда причиной того, чтобы вообще не определять порядок общения между ребенком и родителем. В таких случаях предусматривается постепенное восстановление отношений родителя и ребенка, обычно при участии третьих лиц (специалиста по защите детей, социального работника, детского психолога). Практика показывает, что в таких ситуациях очень важна взаимная доброжелательность родителей, их сотрудничество и принятие хороших советов в части того, как лучше заметить поступающие от ребенка сигналы и понять их. В такой ситуации, в числе прочих, могут помочь семейные примирители, которые призваны направлять родителей к сотрудничеству в интересах ребенка и выступать посредниками в достижении соглашения. Процедуру семейного примирения суд может сделать для родителей обязательной в ходе судебного производства.
Закон о защите детей устанавливает право ребенка на контакт с близкими родственниками, в т.ч. с бабушками и дедушками. К сожалению, в случае враждебных отношений между родителями ребенок иногда остается и без общения с бабушками и дедушками. Наш закон не поддерживает непосредственного права бабушек и дедушек требовать от суда определения времени общения с внуками, но с лета прошлого года Закон о семье дает суду возможность в интересах ребенка разрешать общаться с ребенком третьему лицу, т.е. и бабушкам с дедушками. Об этом должен ходатайствовать родитель ребенка.
Чтобы призвать к порядку особенно беспечных родителей в тех случаях, когда живущий с ребенком родитель намеренно препятствует общению ребенка с другим родителем, т.е. злоупотребляет правом опеки, на практике начали применять право суда в части ограничения права опеки живущего вместе с ребенком родителя. Право опеки ограничивается тем, что прекращается право живущего с ребенком родителя в части принятия решения по организации общения ребенка со вторым родителем, и ребенку для этого назначается специальный опекун. Специальным опекуном является лицо (обычно специалист по защите детей), которое принимает вместо проживающего с ребенком родителя решение о том, когда, где и каким образом ребенок находится со вторым родителем.
Расставание всегда является сложным для всех сторон, а особенно для детей. Сотрудничество между расставшимися родителями – это лучшее, что могут сделать родители для поддержки ребенка. Поэтому важно стараться поставить интересы ребенка на первое место и беречь его, предлагая ему общение и близость. Ведь с прекращением совместной жизни любовь ребенка к обоим родителям не заканчивается.
Статья вышла в интернет-журнале НКО Союз защиты детей „Märka Last“ (5/2015) при поддержке Министерства юстиции в рамках проекта «Хороший совет семьям с детьми».
Be First to Comment